В нашем Учреждении для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, для коррекции нарушения развития и социальной адаптации в соответствии с главой 1 статьи 5 пункта 5 (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации») созданы необходимые условия:
Реализуется основная образовательная программа МБДОУ д/с «Аист» на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2019.
Функционирует специальная коррекционная группа VII вида для детей с задержкой психического развития (12 человек);
Реализуется основная образовательная программа дошкольного образования «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» на обнове «Программы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б.Баряевой;
Приобретены в достаточном количестве специальные учебные пособия и дидактические материалы, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Различные дидактические игры и пособия
Световой стол для игры с песком
Для снятия эмоционального напряжения: пузырьковая колонна, сухой дождь
Тактильные панно
"Сухой" бассейн Тренажеры
Различные конструкторы
разрабатываются индивидуальные траектории развития (ИТР) с учетом индивидуальных особенностей ребёнка для детей с ОВЗ интегрированных в общеразвивающие группы;
Осуществляется сопровождение ребёнка специалистами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС службы) имеющих высшее специальное образование, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования на всех этапах развития;
Функционирует логопункт для детей имеющих нарушения речевого развития:
- профилактическая работас детьми 2 – 4лет,
- коррекционная работа с детьми5 – 7 лет.
Ведет работу консультативный пункт «Лучик» для родителей;
Единое педагогическое пространство нашего дошкольного учреждения построено на принципах гуманизма, личностно-ориентированной педагогики, развивающего обучения, здоровьесбережения.
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива. Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, игротека, музыкально-театральная среда и др.).
Организация воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности в режим дня. В режиме дня предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых,индивидуальных.
Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями необходим адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Психологи показали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Развивающая образовательная среда выполняет воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции и отражает специфику учреждения.
Предметно-развивающая среда групп создана с учетом доступности, открытости каждому воспитаннику. Детям обеспечен выбор и доступность различных предметов, материалов, игр в самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может заниматься своим любимым делом.